суббота, 30 ноября 2013 г.




Успенский кафедральный собор, Астрахань.











Когда на месте нынешнего Успенского собора был построен первый деревянный храм, по прошествии многих лет существуют самые разночтимые данные. По одним, первый деревянный храм, замененный в конце 16 века одноэтажным каменным собором, построен в 1560 году. По другим,  в 1568 году небольшой деревянный собор, построен и освещен в честь Сретения Владимирской иконы Божьей Матери, специально присланным царем Иоанном Грозным игуменом Кириллом, со списком одноименной иконы, для благословения нового города Астрахани. Для характеристики духовной жизни того времени, большого значения эти разночтения не имеют. В данном случае важен тот факт, что перед походом на Астрахань, Иван 4 вручил воеводе Черемисинову образ Святителя Николая Чудотворца и этот чудотворный образ, прибыл вместе с победоносным войском в Астрахани. Когда был построен первый, деревянный город, этот образ занял свое место в походной церкви, устроенной в середине кремля. Таким образом, с момента самого основания, в городе была церковь.
Современное здание Успенского собора Астраханского кремля, официально именуемое – собор Успения Пресвятой Богородицы, было построено в период  1698-1710 гг. Возведением собора руководил  выходец из крепостных крестьян, зодчий Дорофей Мякишев.
Замечательный памятник русской архитектуры, Успенский собор Астраханского кремля представляет собой кубический объем, увенчанный пятью позолоченными главами с крестами, опирающиеся своими основаниями на расписные деревянные барабаны. Барабаны, в свою очередь, расположены на обитых железом куполах барочной формы. Купала завершаются кирпичными барабанами, в каждом из которых имеется по восемь оконных проемов. Оконные проемы обрамлены уходящими внутрь уступами, выложенными наличниками из фасонного кирпича. Кирпичные барабаны завершают карнизы из  фасонного кирпича. Барабан центрального купола, сверху наличников украшен вставками белого камня, с рисунком резного орнамента.
С восточной стороны к собору примыкает выступающий алтарь. С западной стороны, находится составляющее единое целое со зданием собора лобное место, с широкой двухмаршевой каменной лестницей. Здание собора имеет два этажа и две церкви, - нижнюю и верхнюю. Расположенный в верхней части храм, благодаря своему объему и архитектурным пропорциям имеет более величественный вид, чем нижний. Нижний храм невысокий, с небольшим выходящими под  обходную галерею окнами, поэтому кажется полутемным и слегка мрачноватым.
Верхний храм предназначен для торжественных богослужений и имеет на южной, западной и северных сторонах по три больших окна, высотой 5,38 и шириной 2,16 метра. Окна расположены в два ряда, под верхними тремя окнами расположены нижние окна. Мастерами из Нижнего Новгорода Матвеем Логиновым, Иваном Тимофеевым с сыном Терентием, для верхнего храма изготовлен величественный резной золоченый иконостас высотой 23 метра.
В 1812 году колоны и стены верхнего храма отделали под мрамор, колоны в белый цвет, стены серый, оконные проемы бледно-желтый цвет. Капители колон были позолочены, а обрамление оконных проемов стилизованно розовым. В то же время пол в храме был выстлан отполированными чугунными плитами и все своды расписаны масляной живописью.
Расположение нижнего храма идентично верхнему, но его интерьер носит совершенно другой облик. Иконостас двухъярусный, золоченный. Посередине находятся четыре квадратного сечения столба, на который опираются колоны верхнего этажа собора. Небольшие его окна, выходят на обходную галерею, окружающую собор снаружи, поэтому нижний храм немного мрачноват. Собор имеет три входа, расположенных с трех разных сторон, - северный, западный и южный.
Нижний храм собора долгое время служил местом захоронения астраханских митрополитов и воевод, их усыпальницей. Над захоронениями были установлены надгробия. В 1801 году надгробия убрали, а вместо них на стенах были установлены памятные доски. В каменных склепах, под полом собора, покоятся сторонники дружбы с Россией, - грузинские цари Вахтанг 6 (1737 год) и Теймураз 2 (1762 год).

Снаружи собор имеет богатое убранство, выполненное из более ста видов фасонного кирпича в сочетании с искусно выполненной белокаменной резьбой. Огромную художественную ценность представляют двери собора. Металлические, многоцветные двери были украшены чеканным орнаментом, стилизованным под  серебро. Под чеканный орнамент была подложена слюда, через которую просвечивала подкладка филенок. В ее качестве использовалась ткань, покрашенная свинцовым суриком красного цвета, с оттенками оранжевого и синевато-зеленого цветов. Стены собора выложены кирпичом большого размера. Наличники окон, карнизы, колоны и другие детали выполнены из фасонного кирпича и белого камня. На уровне второго этажа собор окружен обходной галереей (гульбищем), белокаменные детали которого были раскрашены в несколько разных цветов. Галерея соединена с лобным местом, уникальным произведением архитектуры, вторым сохранившимся наряду с лобным местом московской Красной площади подобным памятником. В отличие от московского, астраханскому лобному месту заранее была предопределена роль, не только трибуны, но и местом проведения казней. Аналогично существовавшему ранее где-то на этом месте Раскату,  внутреннее двух этажное помещение имеет Судную палату и мрачный пыточный подвал. 
Первоначальный, выполненный в виде балясин, парапет галереи не сохранился. Существующий был сооружен позднее, благодаря тому, что на лестнице и лобном месте сохранились фрагменты старинного парапета с балясинами. Это дало возможность восстановить парапет в его первозданном виде.

Крыша собора полностью повторяет принятую в то время форму покрытия церквей по сводам, с выполненной из белокаменных лотков, расположенных на карнизе собора системой отвода дождевых вод с крыши. Завершают архитектурный декор собора полукруглые арки. С расписанными масляной живописью на библейские темы нишами. В праздничные дни, в этих нишах выставлялось множество светящихся плошек.
Сейчас плошки заменяются электрической подсветкой.

Вид со стороны лобного места.


Высота собора с крестом, около 75 метров. Длина 36 метров, ширина собора вместе с галереями и лобным местом составляет 34 метра, длина 36 метров. Диаметр лобного места - 15 метров
Посетивший в 1722 году Астрахань Петр 1, по достоинству оценил Успенский собор Астраханского кремля. Он дал указание взять собор в качестве образца при строительстве на берегах Невы Никольского Морского собора, возводимого в Петербурге в честь ознаменования выхода России к Балтийскому морю.



Комментариев нет:

Отправить комментарий